[Статья] Кратко история даосской внутренней алхимии по статьям Е.А. Торчинова(продолж. след.)

Тема в разделе "Статьи и видео", создана пользователем Noy61, 26 окт 2013.

  1. Noy61

    Noy61 Постоялец

    Сообщения:
    84
    Е.А. Торчинов: Религиозная доктрина даосизма: Учение о бессмертии и путях её обретения.

    Центральная проблематика религиозной доктрины даосизма — учение о бессмертии.
    Даосская доктрина бессмертия (точнее, её интерпретация различными теоретиками даоссизма) претерпевала определенные изменения на протяжении исторического развития этой религии.
    При обращении к ранним даосским текстам (здесь наиболее показателен «Чжуан — цзы»)
    как развернутое повествование в отличие от лаконично-афористического «Дао — де цзина»)
    можно заметить два плана рассмотрения оппозиции «жизнь — смерть».
    Первый план снимает саму проблему смерти, рассматривая её в качестве фазы жизни бесконечного процесса перемен... Как позднее скажет поэт (Цзя И, ода «Птица смерти»):
    « Жизнь — как плавание по течению, смерть всего лишь отдых в пути».
    Осюда и восходящий к «Чжуан цзы» и развитый Цзя И образ космоса, как гиганской плавильной печи, переплавляющей существа и всю тотальность существования из одной формы в другую, и смерть — только одна из таких переплавок:
    « Можно Небо и Землю с пылающим горном сравнить. Превращения и перемены свершают работу, уголь — силы инь — ян, все на свете кипящая медь. То погаснет, то вновь разгорится огонь, переплавкам вселенским нет счета, не найти постоянства ни в чем. Мириады метаморфоз, сотни , тысячи превращений, нет предела-конца непрестанному круговороту. Человек появляется в мире невольно — к чему так цепляться за жизнь? После смерти изменится, станет чем-то иным — горем можно ли это назвать? Дорожит своей жизнью глупец, презирая других, лишь собою гордится, но мудрец видит глубже: сущее не обратится в ничто»
    «Литературный изборник» Сяо Тун 501 — 533гг. н.э.

    Второй план книги «Чжуан -Цзы» привносит сотериологическую (т.е. Учение о спасении)
    целенаправленность в мире бесконечных трансформаций.
    Рассуждения о вечном потоке перемен сменяются мифологизированным повествованием о «божественных людях» Шень Жень с горы Мяогуешань, не гибнущих даже при мировых катаклизмах, о людях, обретших Дао и получивших божественный статус уранических гениев; притчами о мудрецах, способных к чудотворению через сущностную слиянность с космическими силами...
    Дальнейшая традиция лишь переставила акценты при оценке что важнее: аспект продления жизни или сокральные характеристики бессмертного. В результате буддийское влияние привело к тому, что состояние бессмертного стало почти целиком рассматриваться а аспекте достижения особых просветленных состояний сознания, тогда как бесконечность физического существования отошла на задний план. Поздне средневековый даосизм частично усваивает учение о повторных рождениях — смертях.
    Вместе с тем учение о универсальности перемен получает и ещё сопряжение с доктриной бессмертия Начиная с Вэй Бо-яна (2в.) нумерология «Книги Перемен» постоянно используется в качестве языка описания динамики алхимического процесса...

    Далее отрывки из статьи Е.А. Торчинова Даосская психотехника: методы обретения бессмертия.

    ... Из всех методов даосских психотехние автор выделяет важнейший: даосскую алхимию.
    ...Сама традиция утверждала, что только алхимия является подлинным средством обретения бессмертия, тогда как все другие типы религиозной практики являются подготовительными и вспомогательными этапами.
    ...Китайская алхимия представляет собой традиционную форму науки древнего и средневекового Китая, тесно связанную, с одной стороны с медициной, а с другой — с
    философией, религией и социальной мыслью. Это сложный культурный феномен, включающий в себя и лабораторную технологию и идеологические положения.
    Цель китайской алхимии также выходит за пределы «протонауки» и заключается в обретении телесного бессмертия посредством создания эликсира бессмертия, под которым обычно понимается или соединение серы со ртутью, т.е. Киноварь, или искусственное (трансмутационное) золото.
    Трансмутация металлов, с точки зрения китайского алхимика, возможна как вследствие того, что все сущее является модификацией единой энергетической субстанции, «пневмы»(ци), так и вследствие происхождения всех вещей из единой первоосновы всего бытия — Дао-Пути.
    Алхимический космос таким образом предстает целостным единотелесным живым организмом. Воссозданием и усовершенствованием созданной модели и занимается алхимик- даос.
    В макрокосме происходят процессы, ведущие к образованию элексира бессмертия. Алхимик ускоряет их, ибо если в макрокосме для получения эликсира из растущих в земле, подобно растениям, минералов требуется 4320 лет, то в реторте этот процесс благодаря нагреванию протекает за один год.
    Но на этом даосы-алхимики не остановились. Раз макрокосм и человеческий организм тождественны, следовательно, в моделировании космического процесса в ретортах и тиглях нет необходимости и элексир бессмертия (или «бессмертный зародыш» - сянь тай, вырастающий в новое божественное тело адепта) может быть создан в самом теле адепта из пневматической энергии, протекающей в нем по каналам (цзин)... Эти идеи были положены даосами в основу т.н. «внутренней алхимии» (ней дань), использующей терминологию лабораторной, «врешней алхимии» (вай дань).
    К 12 веку внутренняя алхимия окончательно занимает доминирующие позиции, а внешняя практически совсем исчезает.

    Эти две большие статьи Е.А. Торчинова, которые здесь процитированы очень кратко, предворяют основной текст книги Чжан Бо-Дуаня (983-1082) Названной «Главы о прозрении истины». Эта книга по внутренней алхимии была так же переведена Е.А. Торчиновым и снабжена его подробными комментариями. Издана в Санкт-Петербурге в 1994г.
    Е.А. Торчинов пишет, что сочинение Чжан Бо-Дуаня является произведением черезвычайно лаконичным, предельно насыщенным и сконденсированным...
    Это стало возможным потому что Главы о прозрении истины поэтическое произведение.
    Говоря о поэзии мы подразумеваем, что она рассказывает о чем то не имеющим отношение к реальности: эфемерном и воздушном. Но восхищения заслуживает то , что автор таким образом написал практическое руководство по внутренней даосской алхимии!
    Сочинение предворяет предисловие самого автора Чжан Бо-Дуаня, в конце которого он говорит следующее: «В этих сочинениях я исчерпал все, относящееся к Пути постижения изначальной сияющей природы. И если люди, имеющие общие со мной устремления, прочитают это, то, увидев концы, они постигнут и корень, отбросят заблуждения и приблизятся к Истине.»

    Это меня на некоторые поэтические соображения, которые и присовокуплю
    в своем дневнике.